История школы
(МБОУ «Эльдиканская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Константиновой»)
Послевоенные пятидесятые
Главной задачей методической работы Эльдиканской школы в пятидесятые годы XX века было повышение качества обучения школьников, на что и было направлено основное внимание руководства Эльдиканской СШ. Директорами в это десятилетие работали Григорий Пунхаевич Ким (10.09.1951 – 07.12.1953), А.А. Овчинникова (07.12.1953 – 17.01.1955), вновь Г.П. Ким (17.01.1955 – 17.06.1958), Фёдор Николаевич Тян (с 17.06.1958).
В целях улучшения методической работы, повышения качества учебной работы в реализации положения о перестройке работы в школе в октябре 1959 года были образованы методические секции учителей-предметников. В состав секции учителей русского языка и литературы входили Л.П. Рожнова, З.И. Лобанова, М.С. Тюменцева, Е.Г. Попова, В.Н. Житомиров, Г.Г. Баллиэт, Д.А. Железняк, руководителем назначена Е.Г. Попова. Секцию математиков и физиков составили А.Е. Смоликова, А. Хорошева, А.Г. Сентенко, Н.М. Татарченко, руководитель – Сентенко А.Г.
В следующем учебном году, кроме того, были организованы поклассные методические объединения 1-х и 2-х классов, 3-х и 4-х классов, а также методические объединения преподавателей химии и биологии и истории и географии.
Задача повышения качества обучения и воспитания осложнялась ещё и тем, что начальные и средние классы ЭСШ были переполнены, в одной параллели обучалось по 3, 4, а иногда и пять классов. Так, в 1951-1952 учебном году в школе насчитывалось 3 первых класса, 4 вторых, 4 третьих, 5 четвёртых классов, 3 пятых, 3 шестых и 2 седьмых класса. В связи с этим в ноябре 1953 года в Эльдикане была открыта ещё одна начальная школа, здание которой находилось по улице Ленина в районе Нефтебазы. В эту школу полностью были выведены два класса (первый и второй), а третий и четвёртый классы были набраны из ребят, проживавших от улицы Пушкина до нефтебазы. Эта школа просуществовала до 1968 года, когда была вновь слита с Эльдиканской средней школой. Директорами этой начальной школы работали Нина Михайловна Большинина (Качалова) (1953-1967 гг.) и Елена Константиновна Кучерова (1967-1968 гг.).
В пятидесятые годы, особенно в первую половину, в начальных и средних классах обучалось много переростков, которые часто нарушали школьную дисциплину, срывали уроки, обижали одноклассников, грубили учителям. Одним из излюбленных способов срыва учебного процесса такими ребятами было выведение из строя электрического освещения в школе, которое в это время только недавно появилось в зданиях: выкручивали лампочки, подкладывали в патроны посторонние предметы, бумажки, что иногда приводило даже к возгораниям в классах. Педагогическому коллективу приходилось часто проводить с такими ребятами воспитательные беседы, обсуждение их поведения на классных, родительских собраниях, заседаниях педагогических советах, объявлять нарушителям строгие выговоры, а порой и совсем исключать из школы.
Одним из наиболее эффективных методов воспитательной работы с учениками, способствовавшим вовлечению ребят в активную творческую деятельность, дававшим им возможность с пользой для себя и для общества проводить свободное от уроков время, было вовлечение школьников в работу различных кружков. Конечно, кружки в школе существовали и раньше, но во второй половине пятидесятых годов их работе придаётся особое значение, открываются новые кружки, содержание деятельности которых соответствует духу времени.
В январе 1958 года в целях развития туристско-краеведческих работ в школе были открыты краеведческие кружки «Юный ботаник» в 5-7 классах (руководитель Раппауское Сергей Михайлович, учитель биологии) и « Юный ботаник» в 8-9 классах (руководитель Барахтенко Тамара Васильевна, учитель химии).
В октябре 1959 года в школе организован ещё целый ряд кружков: фотографии (руководитель Ауглите Алдона Антоновна), юных физиков (Валутова В.М.), спортивные секции для юношей (Морозов В.П.) и девушек (Ауглите А.А.), любителей химии (Барахтенко Т.В.), юных натуралистов (Новопанина М.А.).
Для учащихся 8-10 классов в 1959 году при школе были открыты факультеты, к руководству которыми привлекались не учителя школы, а работники различных предприятий посёлка. Работали факультет чертёжников-конструкторов (руководитель Лыткин А.А.), факультет радиотелеграфистов (Константинов Дмитрий Николаевич), факультет киномехаников (Курдутов Матвей Максимович), факультет геодезии (Васильев М.), факультет шоферов (Быстров Иван Иванович). Эти факультеты, несомненно, помогли школе реализовать задачи, вставшие перед нею в новый период, каковым явились шестидесятые годы XX века.