История посёлка Эльдикан
(в пяти главах)

Глава 4. Порядок застройки и его своеобразность, начало развёртывания производственной и общественной жизни посёлка

Более удобным местом для застройки была бровочная часть, где и возводились склады, магазины и конторы, а уже вглубь и по концам ставились жилые казенные и частные постройки, за которыми начиналась марь и озёра, повлиявшие на дальнейшую застройку вглубь.

До застройки уклон бровки к реке был отлогим, гладким. После, когда стали проходить работы по вывозу груза, берег начал разрушаться и теперь на всём протяжении, что занимает посёлок, берег стал обрывистым, подвергается дальнейшему размыву и уносу.

Бровочная часть сократилась местами от 10 до 30 метров, обрыв подходит к проезжей части береговых улиц. Уже многих построек, стоявших на бровке, не стало. Подмыты и подлежат переносу такие строения, как жилые дома на 8-ом км, 3-й магазин и другие.

Нынешний посёлок насчитывает 2,8 тысячи населения (по состоянию на 2002 год – от ред.). Имеет до 975 жилых и нежилых строений. Огородная и застроенная площадь занимает 79 гектаров. Имеет протяженность от авиапорта до нефтебазы примерно 7 км.

Почти в таких же размерах и с первых годов посёлок построился очень быстро, за два года. Такой быстрой застройке посёлка способствовало то обстоятельство, что существовавшие по соседству Усть-Аллахская база, Охотский перевоз, Ыныкчанская база на реке Юдома, занимавшиеся перевозкой грузов для приисков, утрачивали своё значение, их материальная база, рабочая сила – население в большинстве перебазировались в Эльдикан.

С самого начала, в основном с 1942 года, в Эльдикане обосновались крупные базы продснаба, техснаба, автобазы (называвшееся в то время Дортрансом), пристань Лензолотофлот. Стали действовать школа, больница и все необходимые учреждения с хозяином посёлка – поселковым советом, первым председателем которого был т. Машталлер.

В делах бывшей Эльдиканской пристани Лензолотофлот имеются официальные документы: книга приказов с записями в ней:

ПРИКАЗ:
по Усть-Аллахской пристани Лензолотофлот
25 июня 1942 года No 13 п. Усть-Аллах.

 Сего числа, я и старший счетовод Неркуданов выезжаем в посёлок Эльдикан по приемке прибывающих грузов.

Начальник пристани Шаповалов.

ПРИКАЗ:
по Эльдиканской пристани Лензолотофлот
15 декабря 1942 года No 10 п. Эльдикан.

 В связи с окончанием строительства домов пристани уволить с работы плотников т. Наурова Н.К., Ермакова Д.П., Прокопьева И.И.
 Бухгалтерии произвести расчет.

Начальник пристани Шаповалов.

Исходя из этих документов Эльдиканская пристань начала свою деятельность с навигации 1942 года. Рассказывают, что работники пристани жили и работали лето 1942 года в палатке. Хотя в приказе и говорится об окончании строительства, но фактически нового строительства не было. Из посёлка Усть-Аллах, что находился в 18 км выше Эльдикана по реке, за лето 1942 года пристань сплавила свои два дома и кладовую, поставила в посёлке Эльдикан, что и составило хозяйство пристани.

В делах пристани имеется документ размером 1/16 развернутого листа с газетным текстом (из газеты), выданной пристани Эльдиканским поссоветом на отвод земельного участка, датированный 20 мая 1942 года и подписанный председателем поселкового совета Машталлером.

Документ этот подтверждает, что поссовет только ещё начал свою работу, не имея даже чистой бумаги, печати и штампа. Других каких-либо документов, относящихся к возникновению посёлка, начала деятельности предприятий и учреждений, иметь не представляется возможным. Архива посёлка до 50-х годов на месте не имеется. В предприятиях и учреждениях таковые не сохранились.

Поскольку пос. Эльдикан с его базами назначался принимать поступающие водой груза и зимой перевозить их на прииска, эту функцию посёлок начал выполнять с 1942 года, а пока до этого существовали ещё Охотский перевоз, Усть-Аллахская база и Ыныкчанская, освоившие зимние перевозки и в последствии как базы прекратили своё существование.

Посёлок возникал и строился в годы второй мировой войны. Испытывал большой недостаток в заводских материалах. Ещё и сейчас на некоторых первых постройках сохранились крыши и заборы, где вместо гвоздей употреблялись остро нарезанные 3-х миллиметровое железо из старых бочек, глиняные, гончарные (тоже самодельные) трубы.

Военное время отразилось на некоторой своеобразности застройки, особенно частных строений.

Хотя, как это видно по нынешней планировке посёлка, поссовет отводил земельные участки по 12 соток на усадьбу, с широкими прямыми улицами, но предприимчивые хозяева старались иметь приусадебный участок больше, пригораживали лишнее за счет уличной части и задов, улицы получились узкими, а жители стали иметь по 15-20 соток.

Обеспокоенный такой планировкой поссовет был вынужден исправлять положение. И когда застройщики не выполнили требование поссовета, рассказывают, что председатель Машталлер брал двух рабочих с пилами и топорами, ходил с ними и сам лично спиливал и сваливали неправильно поставленные изгороди. Некоторая беспорядочность сохранилась и до нашего времени.

В запроточной части улицы Набережная, Горького, Красноярова, Свердлова узкие, застроенные в один ряд – всё пошло под огороды, размеры которых и сейчас превышают 12 соток. Хотя поссовет и последующие годы много занимался упорядочением размеров приусадебных земель, уборкой и переносом изгороди с уличной части, но так и не довели это дело до конца.

Характерно, что большинство частных построек ставились выходом из дому прямо на улицу с малым расстоянием между дверями сеней и уличной калиткой, где сам хозяин или хозяйка не везде могли свободно развернуться. Дворов нет, место для дров – на улице, помещение для скота (хотоны) – с улицы. Каждый стремился иметь земли больше только под огород. Вот почему и в настоящее время по всем улицам на переднем плане прежде всего дрова у домов. Все усадьбы устроены так, а для рабочего посёлка городского типа, к чему относится Эльдикан, это не совсем типично.

Уже новые жилые дома, казенные постройки ставятся с дворами и палисадниками.

Подсобное хозяйство жителей Эльдикана имело для многих большое подспорье. Пик развития приходится на 50-е годы. В период 45-53 годов у населения было до 800 голов крупного рогатого скота, у многих были свои рабочие лошади.

Скот по участкам посёлка для пасьбы разбивался несколькими стадами. С рассветом утренняя тишина посёлка оглашалась звонками, рожками бывалых пастухов.

Для некоторой характеристики этих времён в Эльдикане следует упомянуть и о том, что в самом центре посёлка, на углу ул. Куйбышева и Быборной стоял базар, крытый поднавес, длиной 10 метров, с прилавками в два ряда и базарной площадью. Базар действовал в будние дни, многолюдным был и в воскресенье. Торговали всем: молоком, яйцом, мясом, рыбой, овощами, скотом, сеном, вещами, был и базарный староста.

Война кладёт свой отпечаток на экономику личного хозяйства и жизнь посёлка.

Здесь сказывались трудности военных годов и в послевоенный период, когда ещё существовала карточная система на продукты и товары. По мере того, как в магазинах стало больше и свободней, рынок стал утрачивать свое значение, стало несколько сокращаться и подсобное хозяйство, скот. Уже осенью 1952 года базар за ветхостью был снесён, занимаемая им площадь ограждена и засажена деревьями. Небольшой поднавес и базарный прилавок в апреле 1968 года поссовет установил на бровке у пристани.

Однако подсобное хозяйство, особенно скот и содержание лошадей в частных хозяйствах продолжались до 60-х годов, когда стала проводиться борьба с частно-собственническими устремлениями, тунеядством, что было немаловажным в посёлке и позднее описывается отдельно.

 
Правильный CSS! «Наш Эльдикан» © 2003-2017 Сергей Жомир