История посёлка Эльдикан
(в пяти главах)

Глава 5. О формировании состава жителей

О населении посёлка не лишним будет сказать об обстоятельствах, при которых формировался состав жителей.

Ещё в 30-е годы на Усть-Аллахскую базу, что была выше посёлка, по вербовке и самотеком прибыло несколько семей из центральных областей России: Куйбышевской, Кировской и других, по народности больше мордвины.

Так, например, в посёлке проживал до 2000 года старейший житель Рогов Фрол Алексеевич, 1908 года рождения, мордвин, прибывший из Куйбышевской области (бывшей Самарской губернии) Бугумальского уезда с.Старо-Домосейкино, имеющий в Эльдикане дочерей, внуков и правнуков. Прибывший в Усть-Аллах по вербовке в 1936 году, вместе с ним приехали ещё 8 семей-односельчан. Многие из них также продолжают жить в Эльдикане.

Прибывшие таким же образом и из других мест, осевшие сначала в Усть-Аллахе, затем и в Эльдикане, в основном мордвины являются первой группой основных жителей. Семьи их разрослись и представляются в 4 поколениях: деды и бабушки, сыновья и дочери, внуки, правнуки, носящие фамилии Роговых, Сыркиных, Кузнецовых, Канаковых, Измалкиных, Чупиных, Ефремовых и др. Свою принадлежность к народности мордвы и некоторые народные обычаи сохраняют старики, а молодое поколение уже пишутся русскими.

В 30-ые годы, а точнее в 1936 году, на реке Юдома, в 170 км от её устья была образована Ытыгская автобаза, рассчитанная на освоение перевозок, поступающих водой по реке Мая и Юдома. Но в связи с тем, что этот вариант не оправдывал тех надежд, которые открывались с организацией баз в Эльдикане, Ытыгская автобаза была переведена в Эльдикан. Шофера, механики и прочие квалифицированные работники гаражей, служащие составили вторую группу населения. Она будет состоять из семей Шиловых, Зленко, Цишейко, Корниловых, Ковалевых, Алексиенко, Греховых, Игнатович, Скориновых, Конашовых, Улитиных, Кольцовых, Белоусовых и других.

Примечание Алексея Китлинского:

Вряд ли в 1936 году там была автобаза... На Итыге была старая почтовая станция и несколько бараков, где жили в летнее время заготовители сена. Именно оттуда была проложена старая тропа на Курун-Урях (оленья). Когда в 1940 году стали активно долбить на Курун-Уряхе, то на Итыге сделали базу, куда груз приходил рекой. И уже с Итыги автомашинами (ЗИС-5) таскали по зимнику на Курун-Урях. Там был аэропорт подскока (с Аляски по лендлизу) и туда многие потом старались приехать, чтобы до Большой Земли добраться быстрее. Там летали Дугласы транспортные. Итыгская база была перебазирована частью в Югорёнок, частью в Эльдикан.

Следующую группу населения составили переселившиеся с приисков некоторые старатели, прочие люди с других мест, так уж повелось, когда появляется что-либо новое, оно привлекает людей, особенно Эльдикан, которому предвещала большая перспектива самой крупной базы на реке Алдан.

Таёжное приволье, река давали возможность иметь хозяйство (огороды, скот), заниматься рыбной ловлей, охотой. Прибывшие люди при большой потребности в рабочей силе устраивались грузчиками, плотниками, конюхами, рабочими возчиками многочисленных и больших конных дворов предприятий. Эту часть населения - старожил можно определить по разросшимся семьям, носящим фамилии: Мостовых, Скулиных, Ясковых, Морковых, Дыбалевых, Горбуновых, Ниценко, Лесновских, Туголуковых, Черновых, Шороховых, Белокопытовых и т.д.

Позднее к концу 40-х годов, точнее в 1947-48 годах в бывший Аллах-Юньский район из центральных областей было завезено до 300 человек, среди которых было много семейных, это были так называемые «указники», т.е. высланные из сельских местностей за уклонение от работы в колхозах. Они высылались сроком на 6 лет, кроме того были «спецпереселенцы», «власовцы» (служившие в армии генерала Власова, сотрудничавшего с фашистами), участники организаций украинских националистов и другие категории репрессированных после окончания Великой Отечественной войны.

Эти люди расселились по приискам и другим населенным пунктам, в том числе и в Эльдикане. Немногие из них вернулись на родину, продолжая жить здесь, являясь равными жителями посёлка. Их прошлое поросло былью.

Из числа местного коренного якутского населения в Эльдикане людей очень мало, к более давним жителям относятся семьи якутов-охотников: Егорова Ивана Лазаревича и Протодьяконова Николая Герасимовича.

Имеется несколько семей старожилов-китайцев: престарелые Чень-Ю, Ван-Ден-Куи, которые занимаются огородами, домашним хозяйством.

Хотя посёлок живёт ещё совсем недолго, но и за это время в Алдане утекло немало воды. Из жителей за это время многие уехали, многие приехали, но был и остаётся постоянный состав населения, который и отражен для того, чтобы имелось какое-то представление о первых жителях и старожилах – основателях Эльдикана.

Как и во всяких других населенных пунктах, которые во множестве возникали, особенно в годы довоенных пятилеток, на мало или совсем не обжитых местах Якутии. С развитием золотодобывающей и других видов промышленности, всё начиналось там, где прежде стоял лес, с палаток, топора, пил и прадедовской техники, с многими лишениями в быту.

В этих трудных условиях находились люди, умевшие организовать, создавать, изыскивать, руководить. Зачастую они не были специалистами, но становились ими и выполняли то, что было подстать инженерам и техникам. Эти люди обретали авторитет и всеобщее признание среди населения и теперь служат предметом воспоминаний в разговорах о давно минувших днях и делах.

Одним из таких людей по Усть-Аллаху, Эльдикану был Смирнов Евсей Демидович (ныне пенсионер, проживающий в Краснодарском крае). Евсей Демидович был плотником, паяльщиком, печником и даже часовым мастером. Он был первым прорабом-строителем на базе «Усть-Аллах», затем в Эльдикане, на приисках изыскивал трассы, проводил дороги, автозимники. Человек широкой натуры, прекрасного сложения, он до ухода на пенсию был бедой и выручкой там, где требовался живой ум практического человека.

Из простых, малограмотных людей, начиная с кладовщиков, завхозов, в этих условиях вырастали на месте руководители-администраторы. Такой пусть прошёл уже упомянутый нами пенсионер Кривошеев Михаил Тихонович, который, начав с завхоза, стал начальником базы «Усть-Юдома», затем в техснабе Эльдикана. Из кладовщиков Усть-Аллаха вышел в начальники базы Первухин Григорий Михайлович, в опытного складского работника – Анистратов Андрей Степанович.

Когда вблизи Эльдикана оказался вырубленным весь лес, которого для дальнейшего строительства требовалось очень много, этому делу посвятил себя старожил Усть-Аллаха и Эльдикана Туголуков Иван Николаевич, работавший мастером лесозаготовок. По переработке леса мастером своего дела много лет проработал Тарасов Дмитрий Иннокентьевич – заведующий пилорамой автобазы.

Все эти люди, а их ещё немало, являются не только старожилами, но и ветеранами производства. При их непосредственной участии сделано очень много в хозяйственной и культурно-общественной жизни посёлка, они были депутатами поселкового совета, профсоюзными работниками, участвовали в других общественных делах посёлка. Их жизнь и работа неоднократно отмечены рядом почетных грамот и благодарностей.

Скажем ещё раз, что посёлок живёт недолго и не имеет старой дореволюционной истории. Начиная с 40-х годов, история посёлка Эльдикан такая же, как у многих новых посёлков, в которых люди жили и продолжают жить, пожалуй, одной и той же жизнью с одинаковыми событиями.

В годы войны, а то время, как сотни Джугджурцев были на фронтах, оставшиеся самоотверженно трудились, добывая золото, так нужное для обороны, в бывшем Аллах-Юньском районе нашлись и враждебные элементы, которые мешали народу, создавали беспокойную среду. В 1942 году на приисках объявилась и стала действовать банда разных отщепенцев, поднявших голову против Советской власти, людей отсталых, скрывающихся от службы в армии. Главари банды ставили своей задачей нанести вред захватом добываемого на приисках золота. Так они захватили прииск «Огонёк», забрали имевшееся золото. Силами милицейских отрядов банда была ликвидирована.

Один из главарей Шумилов, не раз убегавший из-под ареста, некоторое время скрывался в окрестностях Эльдикана, зверски расправился со своей женой, не одобрявшей его деятельность. В одну из осенних ночей бандит был ранен женщиной-следователем и посажен в КПЗ Лопатиным Иваном Даниловичем, где и умер.

Примечание Алексея Китлинского:

Точно. Была такая банда. Но не одна. Ещё была банда Власова. Прииск Огонёк никто не захватывал. Они пришли туда днём, когда все были на работе и в посёлке были только женщины и старики. И действительно убил зверски свою жену. Также был убит охранник из приисковой конторы и захвачено несколько кило золота, что было в золотоскупке. Потом они ещё убили двух охранников, что перевозили золото с Огонька в Аллах-Юнь. Крали лошадей во всех посёлках, потому что быстро перемещаться было можно только верхом. Сам Шумилов был могучий мужик. Силищей обладал колосальной при невысоком росте. Был авантюрист и драчун. Работал грузчиком в Охотском Перевозе в бригадах. У меня другие сведения по поводу его смерти. Со слов и записок отца: «Шумилов был очень здоровый мужик, но не в смысле роста и силы, а хватка была крепкая, генопит серьёзный».

Скажем, мог таскать мешки часами без отдыха, но если уходил в запой, то на несколько недель. Ещё сильно был азартен и частенько проигрывался в карты. Ну и ещё подворовывал, на чём его несколько раз подлавливали и сильно избивали старатели. Это ведь только по книжкам была полная советская власть в регионе, а на самом деле они там придерживались иных законов. За серьёзный проступок могли запросто повесить, решив это голосованием и баста. Отец говорил, что был сам свидетелем таких случаев. Вот характер Шумилова и сбросил его в конце концов на тропу бандитскую. Очень был амбициозный человек. Грабил старателей, перевозчиков золота и ещё почтовые перевозки. Кроме всего прочего крал лошадей на Догоре, Юре, Огоньке. Золото они сдавали через своих людей через скупку, в тайге гуляли и пьянствовали.

Старатели несколько раз Шумилова подлавливали, но ему всегда удавалось уйти. А убили его летом 1945 года под Итыгой. Обложили на зимовье со всех сторон. Он сутки отстреливался. Хотели взять живым. Отец тоже был там, мужиков добровольно мобилизовал оперуполномоченный из Якутска, который приехал Шумилова ликвидировать с автоматчиками (30 человек, это со слов отца). Загоняли Шумилова месяц, так, чтоб он вышел к Юдоме. Прежде всего застрелили всех лошадей, чтоб не мог с собой тащить продовольствие. Большую часть людей тоже убили. А застрелил Шумилова из трёхстволки (были такие самодельные ружья) охотник из русских, вечно живший в лесу. Отец говорил, что несколько раз его встречал в тайге под Курун-Уряхом, тихий такой человек. Он вышел на звуки стрельбы, а когда узнал, кого обложили, сказал оперуполномоченному так: «Давай я его убью, а-то ты своих мальчишек тут положишь, жаль, война кончилась». Батя говорил, что там были мальчишки, призванные совсем недавно, дети, худые и голодные. Мы их все подкармливали, чем могли. И опер дал тому охотнику добро. И с первого выстрела он Шумилова убил.

Я не поручусь за точность пересказа, но... у меня не было повода не верить отцу. Да и перепутать вряд ли тут возможно, потому что этот Шумилов не давал покоя всей окрестности. Гад был действительно большой. А что женщина-следователь, это серьёзно. Мне не доводилось встречать даже по архивам таких данных.

Да, и ещё. Ни о каком вреде захватом золота речь не шла. Это всё пропаганда советской власти так описала. Они грабили, чтобы гулять и не работать. А вот про службу в армии - так всех, кто не попал до 1942 года на фронт, обложили бронью. Потому что по ленд-лизу платили золотом. У Шумилова, как и у всех, кто был в его банде, была бронь. Они все были на приисках старателями. На фронт отпускали только тех, у кого было чисто с биографией.

Вот мой батяня просился два раза в месяц, но его не пустили, потому что поляк и дворянин, находящийся под подпиской, потому что у Блюхера служил в Дальневосточной республике. Его, кстати, несмотря на все происки «врагов» (под следсвием он был многократно, по закладкам честных товарищей), так и не посадили, но при этом в Огоньке все именовали ПАН Китлинский, что само собой характеризует ситуацию того времени. А он был зам. директора прииска в Огоньке во время войны. И на его шее была не только добыча, но и старики, дети, женщины, которых надо было поддержать.

В 1946 году центр бывшего Аллах-Юньского района из посёлка Аллах-Юнь был переведён в посёлок Эльдикан.

Тот период, когда Эльдикан был районным центром, со всеми районными учреждениями, характеризовался наибольшей наполненностью всех сторон хозяйственной и культурной жизни.

К этому времени следует отнести и некоторые мероприятия по благоустройству посёлка, особенно лесонасаждения. Ко времени конца сороковых годов относится посадка деревьев, в основном тополей на усадьбе средней школы, скверах на берегу, в палисадниках деткомбината, в усадьбе поселкового совета и лесхоза. В то же время были озелены палисадники у многих служебных помещений и частных домовладельцев. Лесонасаждением посёлок занимается практически ежегодно, но уже в меньшем количестве. Это время характеризуется усилением строительства зданий для районных учреждений, квартир для рабочих и служащих. В 1951-54 годах по улице Алданской было построено первое в посёлке двухэтажное здание для средней школы, с постройкой этого здания школа перешла на десятилетнее обучение.

Но Эльдикану недолго пришлось быть центром района. Наступило время, когда по всей стране шла реорганизация, укрупнения колхозов, изменялось административное деление. Было усмотрено, что существование двух районов, Аллах-Юньского и Усть-Майского, в дальнейшем нецелесообразно. Для лучшей организации экономики сельского хозяйства, колхозов Усть-Майского района и промышленности Аллах-Юньского района, был создан один район, Усть-Майский, с центром в посёлке Усть-Мая.

Осенью 1954 года районы объединились, часть работников с семьями и казенным имуществом из Эльдикана переехали в Усть-Маю. С этого момента Эльдикан опять стал жить на правах рядового посёлка.

Хотя объединение и учреждение центра в Усть-Мае не совсем устраивало и были суждения, чтобы центр оставить в Эльдикане, но в 1955 году, менее чем через год после объединения, Эльдикан подвергся большому наводнению, что на некоторое время стал вопрос о существовании Эльдикана, и разговоры о центре района прекратились.

 
Правильный CSS! «Наш Эльдикан» © 2003-2017 Сергей Жомир