История посёлка
Глава 2
О том, что можно считать началом
В посёлке и по сей день живут многие старожилы, свидетели, участники возникновения посёлка, его развития и всех событий, произошедших за это время.
Пенсионер Кривошеев Михаил Тихонович, прибывший на Усть-Аллахскую базу ещё в 1936 году и работавший на разной хозяйственной работе, рассказывает: «Под осень 1941 года мне было поручено уже организовавшейся транспортной конторой создание автопункта на выходе автозимника на реке Алдан, на месте будущего посёлка и базы.
В то время, где сейчас стоит посёлок, было пять якутских строений, разбросанных в разных местах, что было характерно для каждого якутского поселения. Местами около избушек были небольшие, чистые поляны и клочки пашни. Избушки были пустующими и принадлежали бывшему колхозу «Большевик», находящемуся на противоположной стороне Алдана в местности «Джекомды» (позже это участок совхоза «Усть-Майский»). Эти строения были куплены у колхоза, как сейчас помню, – говорит Михаил Тихонович, – было уплачено наличными 3100 рублей в старом исчислении. Затем они были оборудованы для жилья первых прибывших рабочих – плотников 12 человек, которые и начали строительство автопункта, гаража, общежитий и т.д. Как и везде по реке Алдан площадь, что отвелась для строительства посёлка, была покрыта лиственничными лесами и березняком. Для первого строительства лес рубился на месте.
До нынешних дней сохранились отдельные деревья лиственниц, которые уже подмыты и стоят на обрыве, сохранились несколько одиноких берёз, которые уже засохли.
По улице Алданской у дома № 40 (квартира директора автобазы) с ограждённой усадьбой сохранилась небольшая берёзовая роща».